Странник | Дата: Понедельник, 16.11.2020, 02:10 | Сообщение # 1 |
Обретающий
Группа: Администраторы
Сообщений: 630
Статус: Offline
| Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину зимою или без цемента.
Опытом, разумом обрести и понять смирение есть достояние <очень> весьма немногих.
Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать и не поносит себя, смиряясь.
Хотя все такое начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
Два есть смирения, как говорят святые отцы: почитать себя низшим всех и Богу приписывать добрые дела свои.
Первое есть начало, второе — конец. Тем, кои взыскивают его, предлагается иметь с разумом следующие три в себе помышления: - что они грешнее всех людей; - что они срамнее всех тварей как сущие в состоянии неестественном; - что они окаяннее бесов, как рабы бесов.
Смиряющемуся так говорить надлежит: есть ли на свете грешники, коих грехи, не говорю, превосходили бы, но хоть равнялись бы моим? Нет, душа моя; мы с тобою хуже всех людей, мы — земля и пепел под ногами их. И как мне не считать себя срамнейшим всех тварей, когда... по бесчисленным беззакониям своим я стал ниже естества?
Поистине звери и скоты чище меня грешного; почему я ниже всех, как до ада низведший себя и как в аде лежащий еще прежде смерти.
Кто же не ведает и не чувствует, что грешник хуже и бесов, как раб их и подданный, уже отсюда с ними во тьму кромешную заключенный? Воистину хуже бесов обладаемый ими; и потому с ними наследую я бездну, окаяннейший. В преисподней, во аде и бездне прежде смерти обитающий, как в самопрельщении дерзаешь называть себя праведным, сделав себя злыми делами грешником непотребным и бесом? Горе прельщению и заблуждению твоему, бесный, пес нечистый, за сие в огнь и тьму осуждаемый!
|
|
| |